Усиление Боспора во II в. н. э.

Усиление Боспора во II в. н. э.

Во II в. боспорские цари почувствовали себя самостоятельнее и свободнее. Нуждаясь в войске, императоры начали выплачивать им денежную субсидию, за которую получали в своё распоряжение боспорских солдат. Римские войска с территории Боспора были выведены. Постепенно боспорское войско, перенимая сарматское вооружение и тактику, становилось всё более значительной силой. Со II в. Боспор самостоятельно ведёт войны с сарматскими и тавроскифскими племенами; последние в конце столетия вынуждены были признать власть боспорских царей. Ряд побед над сарматскими племенами боспорские цари одержали в начале III в., расширив свои владения. Надписи царей конца II — начала III в.— Нотиса II и Савромата II — говорят об их победах над скифами и сираками, о присоединении к их царству Таврики, Рескупорид III (210—227) называл себя «царём всего Боспора и тавроскифов». Но Херсонес, попрежнему тяготившийся зависимостью от Боспора, добился от Рима в середине II в. нового «освобождения». Снова были введены сюда римские войска. Одновременно римский гарнизон введён был и в Ольвию. Её значение сильно упало по сравнению с предыдущими веками. Город так и не смог окончательно оправиться после разгрома его гетами в I в. до н. э. Лишившись части своих земель, Ольвия подчинилась царям Скифского царства в Крыму. «Свобода», полученная Херсонесом, была также весьма относительной. Фактически его дела вершил наместник Нижней Мёзии, и даже начальники римского гарнизона в городе имели больше рласти, чем городские магистраты.

Идеология сарматское и фракийское влияние на боспорское общество

Характерным для Северного Причерноморья явлением было сарматское распространение религиозных союзов, так называемых фиасов. Некоторые из них были посвящены издавна почитавшимся на Боспоре богам, но большая часть их состояла из поклонников нового бога, обозначавшегося как «высочайший», «всемогущий», «милостивый» и т. п. Повидимому, это было божество, впитавшее черты Зевса греков и Яхве иудеев, а может быть, и других богов. Распространение его культа свидетельствует о развитии монотеистических представлений в Северном Причерноморье. В фиасы входили главным образом представители аристократии, всё больше отделявшие себя от остального населения.

Хотя официальным языком продолжал оставаться греческий и на нём написаны многочисленные сохранившиеся до сих пор надписи, однако всё чаще появляются негреческие, местные имена. Сами боспорские цари нередко носили теперь имя Савромат, происходящее от прежнего названия сарматов — савроматы. Городская внать перенимает сарматское вооружение — шлемы, панцыри, длинные мечи, луки и одежду. На монетах и памятниках из камня появляются тамгообразные сарматские внаки; некоторые из них становятся как бы гербами боспорских царей. В этих знаках, которые иногда группируются в целые строчки, некоторые учёные видят вачатки местной письменности, ещё не расшифрованной.

Как и сарматских вождей, царей и знатных горожан Боспора начинают погребать с оружием и конями. На надгробиях они изображались в виде конных воинов; сцены конных сражений стали одной из любимых тем в росписях, которыми украшались склепы знати. Надгробия с рельефами, расписанные саркофаги и стенная роспись в склепах являются важнейшими памятниками боспорского искусства того времени. Местные художники (мастерская одного из них изображена на найденном в Керчи саркофаге), сохраняя отчасти традиции эллинистического искусства, приспособлялись к господствовавшим на Боспоре вкусам. Это сказалось в яркости, многокрасочности живописи, в сочетании схематичности и условности изображений с реалистическим исполнением подробностей. Военная тематика сочеталась с картинами, изображавшими умершего пирующим в кругу семьи и друзей в загробном мире, с мифологическими сюжетами. Из последних особенно широко известно найденное в одном склепе изображение Деметры и похищения её дочери Персефоны богом подземного мира Плутоном»

Определённое влияние на быт и.искусство Боспора оказывали Парфия и Малая Азия. Так, из Парфии пришёл обычай покрывать лица умерших царей золотыми масками. В живописи заметно сходство с живописью Малой Азии и Сирии.

Появляется в причерноморских городах и много фракийцев. Боспорские цари были в родстве со старой фракийской династией, часто носили имена фракийских правителей — Нотисов, Реметалков, Рескупоридов и, невидимому, покровительствовали фракийцам.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Усиление Боспора во II в. н. э." в других словарях:

  • Боспорское царство в III—I вв. до н. э. — Боспор в конце IV в. до н. э. Боспорское государство, возникшее задолго до греко македонских завоеваний и непосредственно ими не затронутое, тем не менее во многом обнаруживает сходство с эллинистическими государствами Малой Азии Пергамом,… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • История Керчи — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Воспоро — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Воспор — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Воспор или Босфор — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Пантикапей — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Пантикапея — Основная статья: Керчь Содержание 1 История 1.1 Античность …   Википедия

  • Пантикапей — (греч. Pantikápaion)         античный город в Восточном Крыму (современный г. Керчь). Основан в 1 й половине 6 в. до н. э. выходцами из Милета. Возможно, ранее здесь находилась ионийская торговая станция (эмпорий). Название города, вероятно,… …   Большая советская энциклопедия

  • ПАНТИКАПЕЙ — (греч. Pantikapoion) антич. город в Вост. Крыму (совр. г. Керчь). Осн. в 1 й пол. 6 в. до н. э. выходцами из Милета. Возможно, ранее здесь находилась ионийская торговая станция (эмпорий). Назв. города, вероятно, восходит к иранским корням: panti… …   Советская историческая энциклопедия

  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА — итал. аристократич. республика (5 в. кон. 18 в.). Возникла на о вах лагуны у сев. берегов Адриатич. м. Во времена рим. владычества здесь жили рыбаки и добытчики соли. В период нашествий варварских племен (4 7 вв.) население быстро выросло за счет …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»